История изразца и изделий из него
Изразец – это старинный облицовочный элемент, которым впервые оформили русскую печь еще в 15 ст. Именно в тот период появились первые керамические плитки. На их поверхности делали объемные орнаменты и теплосберегающие румпы.
В 16 веке изразцовые элементы стали выпускать массово. Главными прототипами были коричневые, без глазури. Мастера формировали плитки с помощью деревянных, фигурных заготовок. В этот же период начинают производить изразцы с зеленой глазурью – муравленые плитки.
Пик изразцового искусства
Расцвет этого вида творчества приходится на 17 ст., когда производят множество декорированных плиток с объемными и разноцветными рельефами. Такой рывок в развитии искусства сделали белорусские мастера, которые досконально овладели технологией создания непрозрачной глазури. Так появились изразцовые печи в домах, которые радовали глаз нестандартным рельефом и богатой палитрой. Также этот декор использовали на фасадах зданий, башен, храмов.
Особенно развит был промысел в городе Ярославль. Здесь этот вид искусства применяли при оформлении окон, стен и куполов в религиозных объектах. И сегодня еще можно полюбоваться отделкой в некоторых городских храмах – И. Златоуста, Н. Мокрого, И. Предтечи. Большинство таких соборов внесены в культурное наследие ЮНЕСКО.
Изразцы эпохи Петра I
В 18 ст. менялись художественные предпочтения общества, а с ними преображались и изразцовые печи. Теперь на отделку с легкой руки Петра Первого повлияли европейские тенденции. Во время путешествий по Голландии, царь увидел кафельные печи горожан. Они пришлись ему по душе и эти образцы способствовали новому направлению в производстве русских плиток. Теперь русские изразцы отличались гладкой и белоснежной поверхностью с глазурью небесного цвета. Плиточники даже ездили обучаться в Голландию.
И сегодня можно купить изразец, выдержанный в духе 18 ст. Его широкое распространение объясняется оригинальным оформлением, сдержанным дизайном и эстетичной отделкой.
Уже под конец 18 ст. плитки стали украшать росписями. Сюжетами служили птицы, букеты, разные цветы, сценки, жизнь людей.
Появились изразцовые панно, которые дополняли и печь, и обстановку помещения. Однотонные элементы приобретают яркость. Мастера украшают свое творчество белоснежными, желтыми, аквамариновыми, изумрудными и коричневыми росписями. Базой послужили баварские образцы и прочие плитки европейского происхождения.
Изразцы в 19 ст.
Искусство широко развивается, продукция ценится и в материальном, и в живописном плане. Самое крупное изготовление было на предприятии Матвея Кузнецова. Здесь выпускали более 15 разновидностей: изразцовые камины, божницы, иконостасы, прочие изделия.
С окончанием века этим видом искусства заинтересовались именитые художники и керамисты. Много шедевров создал М. Врубель. Он привнес в изразцовое творчество новые техники обжигания и глазурования, создал эксклюзивные глазури в богатой гамме.
Изразцы ХХ столетия
Революция внесла в искусство множество изменений. В изготовлении плитки для печей прочитывался уже модернизм и конструктивизм.
В 90-е годы стало возвращаться исконное изразцовое искусство. Открылись малые керамические предприятия, мастерские, что делали плитку на заказ. За основу оформления служили голландские, русские и баварские образцы.
Сегодня в ассортименте представлены изразцы всевозможных направлений и сюжетов. Но до сих пор ценнее всего те технологии, с которых все начиналось.